Галерея Марии Латышевой

classic paintings

  • Главная
  • Иллюстрации
  • Живопись
  • Блог
  • Контакты
You are here: Home / Делюсь опытом / Почему я выбираю уголь для эскиза будущей картины

Почему я выбираю уголь для эскиза будущей картины

18/11/2016 by Maria Latysheva

Триптих Уличные музыканты на Майорке

 

 

 

 

Почему я использую эскиз углем?

В настоящей заметке я поделюсь с вами своим опытом, как я пришла к использованию угля для создания эскиза будущей картины маслом. И покажу этапы создания эскиза на примере моей самой сложной работы на сегодняшний момент – триптиха маслом “Уличные музыканты на Майорке”.

Карандаш или масло для создания эскиза

Раньше, на протяжении многих лет, для создания эскиза картины я пользовалась обычным карандашом. Этот способ меня вполне устраивал, пока я не стала брать уроки живописи у Влада Иванчука – художника, окончившего Строгановку.

Влад познакомил меня с более эффективным способом создания эскиза – делать эскиз на холсте сразу жидкой масляной краской. Это, действительно, отличный способ, который подходит для большинства работ. Почему? В отличие от карандаша, эскиз маслом можно полностью стереть разбавителем, и следов практически не останется. И эту процедуру можно повторять много раз, пока масло не засохнет, – до тех пор, пока эскиз не будет вас полностью устраивать. С карандашом такой фокус не пройдет. След от карандаша полностью с холста не стирается, и после нескольких исправлений и стираний холст уже будет весь в следах карандаша.

Уголь и его преимущества

Когда я стала учиться в МГАХИ им. Сурикова наш замечательный преподаватель Дмитрий Добросердов сказал, что самым академическим вариантом создания эскиза является все-таки создание эскиза углем и последующее его закрепление маслом. В душе я, конечно, противилась такому способу – я не понимала, в чем его преимущество перед созданием эскиза непосредственно маслом. Но все же, будучи отличницей по жизни, последовала указаниям учителя.

Понимание преимуществ этого метода пришло ко мне после того, как я начала работать над своей модульной картиной – триптихом “Уличные музыканты на Майорке”. Работа должна была состоять из трех картин, объединенных одним сюжетом.

Сначала углем я распределила фигуры музыкантов на холстах.

Эскиз углем - фигуры музыкантов

Затем наметила городской пейзаж на заднем фоне.

Эскиз углем - широкая улица

И поэкспериментировала с размещением окон – для придания большей выразительности композиции.

Эскиз углем - перемещение окон

Не спешите закреплять угольный эскиз маслом

Вроде, эскиз углем меня стал устраивать и я поспешила закрепить его маслом. Теперь же, на основании опыта с данной работой, я дала бы эскизу постоять пару дней, чтобы заметить свежим взглядом все недостатки и исправить их на этапе угля.

Эскиз маслом - широкая улица

После того, как я закрепила маслом изначальный набросок углем, я поняла, что улица получилась слишком широкой для улиц городка Синеу на Майорке, где происходили запечатленные на триптихе события. А к тому времени эскиз маслом уже высох и разбивитетем смывался очень плохо.

На фотографии ниже изображен вариант с зауженной улицей и следами первоначального наброска. Я также увеличила высоту домов, чтобы сделать улицу визуально еще уже.

Эскиз маслом - узкая улица

Затем уже по просохшему эскизу маслом я дорисовала маслом эскиз толпы.

Эскиз маслом - окончательный вариант

Такой эскиз меня уже вполне устраивал, единственно, фигуру трубача на панели справа в окончательном варианте я подвинула еще правее, чтобы композиция смотрелась более гармонично. Окончательного варианта эскиза с подвинутой вправо фигурой трубача у меня не сохранилось. Но результат композиции можно увидеть на готовой работе ниже.

Триптих Уличные музыканты на Майорке

Естественно, такого результата я бы не достигла, если бы пользовалась только маслом для создания эскиза на холсте, не говоря уже о карандаше.

Использованные материалы

На фотографии ниже я показываю материалы, которые я использую для создания эскиза углем: это угольные палочки фирмы “Сонет” и резинка-клячка фирмы Faber-Castell, которой я стираю остатки угля после того, как закрепила эскиз разбавленной масляной краской.

Инструменты для эскиза углем

Этапы создания эскиза углем

Итак, еще раз вкратце этапы создания эскиза, выработанные мной на опыте:

  1. До создания эскиза на холсте сделаем карандашом на бумаге набросок будущей картины.
  2. Угольной палочкой наносим эскиз на холст. Не устраивающий вариант можно стирать клячкой или просто смахивать сухой тряпкой столько раз, сколько необходимо.
  3. Дадим эскизу углем некоторое время, чтобы мы могли заметить все недостатки и исправить их до закрепления эскиза маслом.
  4. Удовлетворяющий нас эскиз углем теперь нужно закрепить: тонкой кистью повторяем рисунок жидкой масляной краской (как правило, я использую  вандик или сиену натуральную), щедро разбавленной растворителем.
  5. После того, как закрепленный маслом эскиз немного подсох, остатки угля сотрем сухой тряпкой или резинкой-клячкой.

В комментариях к заметке поделитесь, пожалуйста, своими способами создания эскизов к картинам со сложной композицией.

Filed Under: Делюсь опытом Tagged With: заметки для художников, процесс создания картины

Copyright © 2022 · Author Pro Theme on Genesis Framework · WordPress · Log in